Женщины в посланиях апостола Павла

Статьи по этой теме:

Список статей по текстам Посланий апостола Павла (в настоящее время их можно читать на сайте "Путь в бесконечность" (ссылки размещены здесь на главной странице).

  • "Эгалитарные" тексты, часто трактуемые в пользу равенства полов:
    • Женщины-служительницы в Посланиях апостола Павла
    • Послание Галатам 3:26-28 (там же: в статье о женщинах-служительницах)
  • "Патриархальные" тексты, о понимании и применении которых идут споры:
    • 1-е Послание Коринфянам 11:3-16
    • 1-е Послание Коринфянам 14:34-35
    • Послание Ефесянам 5:22-33
    • 1-е Послание Тимофею 2:11-15

Несколько текстов из посланий, которые традиционно отнесены к авторству апостола Павла, являются предметом дискуссий об отношении к женщинам. В консервативных кругах эти тексты используются для утверждения патриархальных идей, а в феминистских кругах эти тексты подчас характеризуются как женоненавистнические (мизогонические) с современной точки зрения. Однако, оба эти подхода встречают контрааргументы либеральных и умеренно консервативных сторонников христианского эгалитаризма. 

 

Одним из основных аргументов христианских эгалитаристов в пользу равенства полов является известный факт активной роли женщин в ранней церкви, о чем говорится в книге Деяний апостолов, а апостол Павел в своих посланиях (особенно, в Послании Римлянам) упоминает целый ряд таких женщин, отзываясь о них с одобрением. Среди таких женщин находятся: Прискилла, чье имя неоднократно упоминается первым вместе с именем ее мужа Акилы, Фива, бывшая женщиной-дьяконом, Юния, "прославившаяся между апостолов" и ряд других женщин. 

 

Центральным текстом, на который ссылаются христианские эгалитаристы, являются слова апостола Павла Галатам: "Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса; все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись. Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:26-28). Традиционная интерпретация этих строк не предполагает уничтожения социального неравенства между людьми, однако, согласно традиционным трактовкам, этот текст утверждает равенство всех людей перед Богом, равный доступ всех к Богу и одинаковую возможность праведности и спасения. С точки зрения многих современных богословов, эта идея равенства всех людей перед Богом в исторической перспективе способствовала упразднению социального неравенства, в том числе неравенства полов. По мнению христианских эгалитаристов, апостол Павел утверждал равенство людей, поскольку Иисус пришел освободить их от последствий греха, и в числе этих последствий находится историческая дискриминация женщин. 

 

Спорные тексты апостола Павла, которые трактовались в пользу подчиненного положении женщин в консервативном богословии интерпретируются многими современными богословами через изучение культурного и исторического контекта, а не прямо и буквально, как это бывает среди сторонников библейского вербализма. Некоторые из таких текстов, вводящие ограничения активности женщин в церкви, по мнению ряда исследователей, принадлежат не Павлу, а более поздним церковным авторам*. По мнению некоторых авторов, в том числе теологов феминизма, ранняя христианская церковь не возводила преграды для служения женщин, однако, позднее под воздействием окружающего христиан античного общества в церкви стали усиливаться патриархальные настроения, что запечатлено в "патриархальных" текстах. Эта тенденция, по мнению теологов феминизма, была отклонением от изначального учения Иисуса Христа. 

 

Богословы христианского эгалитаризма находят множество других объяснений того, в связи с чем были написаны такие тексты. По мнению одних авторов, эти тексты обращены к определенным христианским общинам в конкретных обстоятельствах и имеют временное историческое значение, а не универсальное. По мнению других авторов, эти тексты не только связаны с конкретными историческими событиями, но и должны трактоваться иначе, чем принято в консервативной традиции. Как правило, современные интерпретации опираются на изучение культуры создания и языка древних текстов. В данном цикле статей будут изложены некоторые известные трактовки текстов Посланий апостола Павла о женщинах. 

 

[По мнению автора данных статей, апостол Павел, живя в античном патриархальном мире, стремился смягчать то отношение к женщине, которое было господствующим в его эпоху, но не выходил революционно за рамки принятых норм, поскольку преследовал миссионерские цели и хотел, чтобы христиане показывали пример благочестивой жизни таким образом, как это было принято в обществе, а также и сам являлся человеком своей эпохи со свойственной этой эпохе ментальностью. Данное обстоятельство не является основанием полностью игнорировать "патриархальные" тексты как ненужные. В Библии не содержится ничего незначительного, но для того, чтобы понять смысл и цель текстов, необходимо стремиться вникать в исторический контекст, и для того, чтоб понять "дух Писания", нужно стремиться исследовать "букву"].

 

*По мнению подавляющего большинства специалистов, бесспорно аутентичными являются лишь  семь  (половина) посланий, традиционно известных под именем апостола Павла: Послания Римлянам, 1-е и 2-е Коринфянам, Галатам, Филиппийцам, 1-е Фессалоникийцам, Филимону. Послание Евреям в современной библеистике не рассматривается аутентичным. Аутентичность шести других посланий оспаривается: по поводу Посланий Колоссянам и 2-го Фессалоникийцам мнения исследователей резко расходятся, в то время как Послания Ефесянам, 1-е и 2-е Тимофею, а также Титу рассматриваются неаутентичными многими авторами. Учитывая это, в данных статьях тексты о женщинах из Посланий, традиционно отнесенных к авторству апостола Павла, будут рассматриваться в последовательности от бесспорно аутентичных к оспоренным.